Диагностика нейромоторной готовности к обучению

Мой блог / Просмотр публикации

Что такое нейромоторная готовность к обучению и зачем нужно  оценивать ее актуальное состояние? Как это может быть связано с обучением ребенка, с  умением писать, читать, спокойно "высиживать" 45 минут урока и значит со школьной успеваемостью?  

Нейромотороная деятельность человека представляет собой процесс, который формируется в результате активации центральной и периферической нервной системы. В него вовлечены  системы организма, отвечающие за движения, которые в процессе взросления ребенка постоянно развиваются. Эти структуры действуют посредством опорно-двигательного аппарата через многочисленные сигналы от внутренней и внешней  среды. 

На нейромоторную незрелость указывает несоответствие  паттернов двигательного контроля   возрастным характеристикам. Ее причиной часто является группа  примитивных рефлексов, которые находятся в активной форме, хотя в норме после 6 месяцев они должны быть замещены. Их состояние является показателем зрелости функционирования ЦНС (центральной нервной системы).

Примитивные рефлексы – это группа рефлексов, которые развиваются внутриутробно и при рождении ( в 40 недель) должны быть полностью сформированы. Это наиболее ранние маркеры развития нервной системы, доступные для изучения. В процессе созревания ЦНС  они постепенно угасают и преобразуются в более зрелые паттерны.  Нейромоторная незрелость может проявляться, как функциональная задержка или задержка развития нервных путей. В случае повреждения высших центров мозга в ранние периоды или серьезной патологии  - инсультов, травм, дегенеративных заболеваний ЦНС, в более позднем возрасте, примитивные рефлексы могут быть активными.

Исследования показывают прямую связь между незрелостью моторных навыков и школьной неуспеваемостью. Так например, задержка в развитии крупной и мелкой моторики в первый год жизни ребенка может влиять на когнитивное развитие и поведенческую адаптацию в пятилетнем возрасте. Сейчас практически все родители, начиная с 5-6 лет активно занимаются подготовкой ребенка к школе, но эта «подготовка» в основном когнитивной сферы и частично поведенческой - адаптация к правилам и социальному взаимодействию. Но этого оказывается недостаточно, потому что кроме  умения читать и писать для обучения в школе требуется  много навыков, за которые «отвечают» физиологические и нейропсихологические структуры организма.

Хронологический возраст поступления в школу сам по себе не «гарантирует» готовности к обучению. Ведь чтобы ребенок был успешен в овладении знаниями в школе, он должен уметь:

- спокойно сидеть

- фокусировать внимание на одном задании

- не отвлекаться на окружающие стимулы

- удерживать в руке и управлять ручкой, карандашом, ножницами и тд

- должна быть развита координация для  разных видов школьной деятельности – клеить, вырезать, писать, следить за тем, что он делает

- удерживать движения глаз для сохранения стабильного изображения на странице

- «следить» за  строкой, чтобы глаза не «прыгали» и строка не терялась 

-  переключаться с одной картинки на другую  вычленять детали на картинке, должно быть развито визуальное восприятие, визуально-моторные функции, с одного фокуса на другой

- регулировать зрительный  фокус между различными расстояниями

- контролировать слуховое восприятие

- быть настроен на педагога или на участников группы, слышать их, слышать и выполнять инструкции

Эти физиологические способности связаны с формированием моторных навыков, контролем осанки и положения тела. Дети с задержкой  физического развития оказываются в группе неуспевающих не потому, что им не хватает интеллектуальных способностей или мотивации к обучению, а потому, что некоторые физические навыки развиты недостаточно.   

Возьмем, к примеру, такие параметры, как осанка и равновесие. Осанка играет огромную роль в поддержании статического равновесия, обеспечивая систему ориентиров для координации и стабильную основу для  центров, участвующих в контроле движений глаз (глазодвигательные функции). Осанка – это рефлекторная антигравитационная  бессознательная автоматическая адаптация тела к условиям среды. Она выполняет не только нейрофизиологическую функцию, обеспечивая устойчивость и мобильность, но является центральной нейропсихологической системой, включающей  широкий ряд  функциональных уровней – от спинальных рефлексов до высших психических процессов. Она зависит от рефлекторных действий, происходящих  в результате интеграции нескольких сенсорных сигналов и быстрых адаптивных двигательных реакций, которые задействуют зрительную, проприоцептивную (ощущение положения частей собственного тела) и вестибулярную системы. Дисфункция любой из этих трех систем или их совместной работы может повлиять на процессы восприятия, от которых зависят все высшие учебные навыки.

 Когда рефлекторные действия функционируют должным образом и на соответствующем уровне развития, они высвобождают высшие когнитивные структуры в мозге от сознательного участия в поддержании контроля осанки в частности и различных видов деятельности вообще. И наоборот, если рефлексы не функционируют должным образом в соответствии с возрастом, тогда сознательное внимание  направляется на адаптацию и поддержание контроля  за счет внимания, обычно уделяемого другим когнитивным задачам.

Нейромоторная диагностика даёт возможность выявить слабовыраженные или незначительные  неврологические отклонения, препятствующие школьной успешности. В большинстве случаев их удается устранить при помощи развивающей двигательной  коррекционной программы.

Комментарии
Аппаратова Марина Александровна
Только думала о том, как написать о нейросомоторной готовности к школе. И тут раз - уже готовый материал! Спасибо, что поделились! Рекоиендую для прочтения своим клиентам.
№1 | 17 октября 2018
Новинкина Ирина Викторовна
Спасибо большое! Интересная тема! Возьму в закладки.
№2 | 17 октября 2018
Чурсина Татьяна Михайловна
Тем важная. Спасибо.
№3 | 23 ноября 2018
[ добавить комментарий ]