Готов ли ваш ребенок к школе? Взгляд детского нейропсихолога (диагностика в формате телемедицины)

Геннадий Андреев

Геннадий Андреев

Практический психолог, детский нейропсихолог, эксперт по планированию карьеры, член Российского Психологического общества

Как грибы растут курсы подготовки детей к школе. Родители ведут детей в эти школы. А спросите тех, кто готовит детей к школе, что такое готовность ребенка к школе?

 Большинство не ответит. Вернее ответит, но однобоко, ограниченно.

 Потому что ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, кому он будет задан — родителю, учителю, психологу. Учитель, психолог, да и родитель, скорее всего, согласятся с тем, что если ребенок:

• может назвать себя ,своих родителей , бабушку и дедушку;

• знает свой адрес. времена года, месяцы, дни недели и т.д.

• умеет читать по слогам простой текст, сможет скопировать простую

фразу;

• считает в пределах 10;

• обобщает и исключает предметы по одному признаку;

• находит сходство и различие между предметами;

• составит рассказ по картинкам;

• знает основные геометрические фигуры и видит их сочетания;

• рассказывает стихотворение. Отвечает на простые вопросы;

• знает 8-10 цветов. Умеет штриховать, рисовать детский рисунок

человека.

 то в обычную массовую школу он поступит и будет учиться.

 Кстати, на разных курсах подготовки к школе, да и в детских садах, примерно по таким критериям проводят подготовку детей к школе. И вот ребенок соответствующий им, этим критериям, идет в школу. Что будет с ним дальше? Все хорошо? Сомневаюсь.

Загляните в первые, а лучше во вторые, третьи, четвертые классы общеобразовательных школ, и вы поймете почему. Спросите себя, почему с каждым годом при увеличении курсов подготовки к школе растет количество коррекционных классов, детей, не желающих ходить в школу, учителей, которые не могут учить сегодняшних детей.

 Значит, что-то делается не так. Или дети стали какими-то другими. Верно и то, и другое.

 Дети XXI века. Факты (по данным www.neuro-psychol.ru):

По данным института материнства и детства 84% детей рождаются с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих (стволовых) структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются.

Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., — все вредности скопились на его мозговых структурах. Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15 лет назад.

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к отклоняющемуся поведению.

Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей.

Фасад этих проблем с возрастом меняется. Сначала ребёнок перепутал день с ночью, потом возник энурез, далее в 10 лет — страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по — новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.

Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи  изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации.

Дети, рожденные с помощью «кесарева сечения», рождённые в воду, со стимуляцией родов, будут отличаться от детей прошедших родовой канал естественным путём (попавших из состояния невесомости в состояние гравитации).

Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки. Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга».

На каком «говорит» ваш ребенок? Проверьте!

Если он:

— мало ползал, или не ползал совсем;

— имел родовую травму или

 

— у мамы были любые проблемы во время беременности;

— родился с помощью кесарева сечения;

— имел травмы головы, общий наркоз;

— часто болел простудными заболеваниями.

А сейчас:

— имеет проблемы с памятью;

— часто жалуется на головную боль;

— имеет нарушение осанки;

— медлителен или излишне активен;

— плохо усваивает учебный материал;

— не сразу вас понимает, откликается не сразу;

— двигает ногами, языком, когда пишет или рисует — пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально — не может описать картинку, скопировать рисунок;

— занимается в основном только тем, что ему интересно;

— имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками и др

А в его анамнезе есть:

 — тики;

— различные нарушение осанки;

— астматический бронхит;

— нарушение сна;

— энурез;

— головные боли;

— синдром гиперактивности;

— перенатальное поражение ЦНС;

— вегетососудистая дистония:

— частые заболевания, сниженный иммунитет;

 то с большой долей вероятности можно говорить, что он типичный представитель нового поколения, к которому нельзя подходить со старыми мерками. 

 До  80%,   сегодняшних детей имеются нарушения в развитии мозга чаще всего связанные с незрелостью структур мозга.

  Эту незрелость можно представить «в виде дремлющего вулкана, который в любой момент может проснуться. И самое опасное, что этот вулкан не только может, но и прямо-таки рвется пробудиться ото сна.

Для того чтобы удержать это стихийное бедствие в спящем состоянии, нужно много сил. Вот и получается, что при таких нарушениях мозг львиную долю энергии тратит на «борьбу с вулканом», а на другие дела у него остается очень мало ресурсов».

 И можно сколько угодно учить ребенка читать, считать, писать, но при этом он никогда не будет по настоящему готов, ни школе, ни к жизни.

 Прежде чем строить дом, надо сделать хороший фундамент. Таким фундаментом развития для ребенка  является его нервная система, его мозг. 

Именно они определяют сейчас и будут определять в будущем всю его жизнь — способности, отношения с другими и самим собой, карьеру, интеллект и самое главное — его здоровье.

Есть ли решение у этой проблемы? Да есть.

Благодаря достижениям современной нейропсихологии.

Современная нейропсихологическая диагностика  позволила разработать адекватный подход к решению многих проблем. 

В их числе и проблема подготовки современного ребенка к успешной  учебе школе.

Её решение независимая нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе. Оптимальный вариант за год школы —  это общепринятая во всем мире практика. 

 Нейропсихологическое обследование позволит родителям

— понять особенности развития ребенка и его нервной системы, увидеть его актуальные и потенциальные возможности;

— узнать, в каком направлении лучше развивать своего ребенка;

— в какой школе, по какой программе, и у какого учителя ему будет учиться комфортно.

— при необходимости, на основе результатов диагностики будет разработана коррекционная или развивающая программа..

  Г.Ю. Андреев, детский нейропсихолог

P.S. В настоящее время   возможно проведение дистанционной нейропсихологической диагностики       в формате телемедицины, с 5 лет. Практика показала, что она не менее эффективна, чем очная

Пролистать наверх